Вообще-то, вопреки бытующему мнению, водка — это не русский напиток. Примерно в 8 веке арабы научились перегонять водку из виноградного вина, и в Европу она попала через Испанию, и только потом уже где-то в 14 веке водку пробовали завести в Россию. Но она не прижилась, т.к. по мнению народа была слишком крепкой, и не приятной на вкус, но ее сочли приемлемой в качества лекарственного средства. На Руси пили мед и квас хмельной, т.е. пиво, и выпивались эти напитки в праздничные дни. Поводом же при котором допускалось питие хмельных напитков были: рождение, поминальная тризна, победа в битве с неприятелем. Не было на Руси такого закона – пить без меры и времени. В русском укладе жизни не было тогда времени и места для пьянства. Народ, родивший поговорку «Делу время — потехе час», действительно отводил для потехи только один час, все остальное время находились более полезные занятия — дело. Такой народ заслуживал уважения, о чем с удивлением и писали многие путешественники, приезжающие в Россию впервые. Они отмечали упорядоченность жизни, благовоспитанность россиян и человечные законы. И ни слова о пьянстве! Трезвость была отличительной чертой наших предков!
Но иностранцы не оставляли попыток наладить поставку крепких напитков в Россию, не более чем через 50 лет ко двору молодого царя Василия-II снова доставили водку, и снова «отсталые» русские не оценили зелье и не спешили объединиться в пьяном угаре со спивавшейся в те времена Европой.
Первые кабаки в России были открыты во времена царствования Ивана Грозного, но поскольку купить водку можно было только в кабаке, и пить тоже только там, то пьянствовала только малая кучка народу. А вот при Петре-I уже пошло повальное насаждение пьянства. Кстати пример Петр брал с тех же европейцев, которые селились в слободах возле Москвы, и переносил их традиции в русскую культуру, силой заставляя своих приближенных пить до умопомрачения и рвоты. Потом традицию спаивания народа продолжила и Екатерина II, которая, ничтоже сумняшеся, открыто заявила «пьяной Россией управлять легче». Кабаки насаждались по всей стране в целях пополнения государственного бюджета. И люди взбунтовались, да именно русские люди, которых считают генетически предрасположенными к пьянству. Активисты обращались к правительству с призывом прекратить спаивать народ, пьющих не допускали в церквях к причастию, создавались общества трезвости. Наконец произошел бунт против пьянства и спаивания народа, он прокатился по губерниям России. И в 19 веке, во времена правления Александра II, начались некоторые ограничения в спаивании подданных. Но к 1914 году кривая роста потребления резко возросла и достигла 4,7 литров на душу населения (кстати, на сегодня это 14 литров по официальным данным и примерно 21 литр по неофициальным). Но все равно по сравнению с Америкой и Европой наш показатель был в два раза ниже. Во времена Сталина этот показатель был 1,85 литров, т.е. мы вели достаточно трезвый образ жизни. После смерти Сталина пошел рост, но все равно в сравнении с западом советский человек употреблял чистого спирта в 3 раза меньше, чем англичанин, в 7 раз меньше, чем американец, и в 10 раз меньше, чем француз.
Пропаганда того, что именно русский народ самый пьющий, прочно засела в головах не только у иностранцев, но и у самих русских. Снимаются фильмы о крутых пьющих парнях, поются веселые песни про водочку-селедочку, показывается реклама, где обыгрывается в пользу пьянства эта тема. С детства в голову вбивается, что выпивка это норма: рождение – пей, похороны — пей, Новый год — пей, свадьба — пей, выпускной – пей, причем прямо в школе, свидание – пей, весело – пей, грустно – пей, скучно – пей. Кому это выгодно? Все тем же.
Грустно смотреть на истину, но ничего не поделаешь – политика государства, вот, что привело народ к повальному пьянству. И на сегодняшний день Россия занимает одно из первых мест в мире по пьянству.